Лидия Воронцова:
«Я СЧАСТЛИВЫЙ ХУДОЖНИК»
Может, и не стоит этого делать публично, но все же признаюсь – к поэзии я равнодушна. Лишь изредка что-то услышанное по радио или телевизору вызовет состояние, близкое к восторгу, когда мурашки по телу и глаза влажнеют. Но на днях в местной газете под рубрикой «К 60-летию «Знамени труда» наткнулась на подборку стихов Лидии Воронцовой. По нашим меркам, почти знаменитость, недавно даже в районном центре досуга был ее творческий вечер. Кроме того, редко какое культурное мероприятие обходится без стихов и песен Воронцовой. «Ну-ну, посмотрим», - сказала я сама себе, скользя глазами по колонке стихов. И, знаете, мне они понравились, особенно «Трава».
Неужто все дотла сгорело?
Ведь я жива еще, жива!
Проклюнься робко и несмело,
Моя весенняя трава!
Чтобы тебе дивился лучик,
Чтоб ветерок с собою звал,
Чтоб капельки из черной тучи
В тебе устроили привал,
Чтоб чья-то ручка растрепала
Вихры зеленые тайком.
И – где взросла, там и пропала –
Прошлась корова языком…
Наступит лето…и покуда
На грядках благодать и тишь –
Неистребимая, как чудо,
Собою все заполонишь!
Сразу же захотелось поближе познакомиться с автором. Последние несколько месяцев она преподает в школе искусств предмет «Художественное слово». И вот мы встретились в ее классе за час до начала занятий. К сожалению, от фотосессии Лидия Васильевна категорически отказалась, поэтому придется представить ее на основании моего краткого словесного портрета. Среднего роста, сухого телосложения, миловидная женщина с седым ежиком на хорошо вылепленном черепе.
- Родилась я в поселке с очень красивым названием – Дуэ. Это в Александровском районе. Сейчас его нет как такового, а когда-то там было почти пять тысяч жителей. В Ноглики приехала в 1981 году, до этого почти десять лет семья моя жила в селе Вал. Но мне хотелось дать своим дочкам хорошее образование, в том числе и музыкальное. У меня с детства была мечта научиться играть на фортепиано. Но вот смогла только детям это дать.
- А я слышала, что вы сами сочиняете музыку к своим стихам?..
- Это правда, но я не могу с полной уверенностью утверждать, что это моя музыка, а не навеяна недавно услышанным. Когда у меня был творческий вечер в клубе, там мои песни исполняли девушки, окончившие нашу музыкальную школу. Мне понравилось. Хотя я и сама очень люблю выступать на сцене. С раннего детства читаю стихи, пою для публики. Мечтала быть актрисой, но…
- Наверное, из поселка Дуэ, как бы ни был он красив, маленькой девочке сложно попасть в профессиональные актрисы. Лидия Васильевна, а как вы считаете, поэт должен говорить правду?
- Гм… Нет, он, конечно, в принципе, правду должен говорить… По крайней мере, лгать не должен. Но приукрашивать что-то, я считаю, надо. Какая-то бахрома должна быть в стихах. Потому что голая правда, она в конце концов и не интересна никому.
- А мне показалось, что вы умеете говорить правду. Вот эти стихи, например, посвященные газете: «Но местную «районку» я читала От корки и до корки, и до дыр; И что не слишком много врет, считала,..» То есть врет, но в меру? Или там же вот такие строчки: «И вас какие ветры покачали, Но целы постромки, узда, шлея…» Только что про шоры не сказали. По-моему, достаточно искренне. И в то же время не обидно для юбиляров. Это надо уметь.
А вот другое ваше стихотворение, посвященное Ногликам. Во-первых, интонации минорные, что так непривычно. Обычно про Ноглики пишут ура-патриотично, мол, народ тут гордый, работящий, а Ноглики – край цветущий. Аж скулы вяжет от всего этого. А у вас очень интимно, задушевно: «Маленький мой городок Круглый год печальный…Льют янтарный свой медок Фонари случайные…Блещет зеркальцами луж Жиденький асфальтик; Ты от зимних вьюг и стуж Съежился, как фантик…» Что называется, не единою буквой не лгу. Ну, а за «Траву» вам отдельное спасибо. Это и лирика, и подтекст, и образный, богатый русский язык.
- Мне оно тоже нравится. Я, когда его написала, прочитала подруге. Она меня спрашивает: «Ты это где взяла?» «Ну, как, где? Сама написала». А потом решила подарить эти свои стихи к юбилею газеты, ведь ничего другого я не умею.
- Вам удается самореализоваться? Чаще выступать на публике? Иметь большую аудиторию?
- Нет, но я к этому и не стремлюсь. Мне другого хочется - достигнуть совершенства.
- Познать теорию? Отличать ямб от хорея?
- Ой, я вообще теорию не люблю. Русский язык знаю только чутьем. Поэтому, каким стилем пишу, не знаю. А зачем? Я все равно пишу стихи под свою внутреннюю музыку. Вот детям недавно сочинила. Мне вообще очень хочется писать для детей. Но именно для них очень трудно писать. А тут на глаза попался мой кот Помпей. И само полилось: «Зовет меня хозяйка, надрывается: «Иди скорее, молочка попей-ка». Сама, небось, на Настю откликается, мне ж имечко придумала – Помпейка. Ну, какой я ей Помпей - мне цена копейка. Беспородный я котей, а туда ж – Помпейка. Полно у нас Матроскиных и Мурзиков, а я один такой, но я не ною. Хоть тискают меня все карапузики, на подвиги я рвусь каждой весною. Русский я, простой котей, нет меня добрее, слышите, зовет: «Помпей!», понесусь скорее». Хорошая песенка?
- Хорошая.
- Я тоже это чувствую. Почему-то всегда чувствуется, когда написал хорошо.
Поэзию я люблю с детства, всегда тянуло к красоте. Пушкин, Бунин, Мандельштам, Цветаева, Ахматова, потом современники. В начале девяностых в «Литературке» впервые наткнулась на Бродского. Целая страница стихов. Я была в шоке. Хотя к этому времени уже считала про себя, что в поэзии что-то понимаю, но тут стала читать его стихи… Я не то, что ртом не могла их артикулировать, но даже мысль со скрипом шла. До иного до сих пор не могу додуматься, понять, расшифровать. Он меня просто ошеломил. С первого слова. Не потому что Бродский – это имя. Нет. Именно его поэзия захватила меня. И теперь мне не то что на дух никого другого не надо, но… Бродский! Это любовь всей моей оставшейся жизни. Умирать буду, попрошу положить томик его стихов мне под подушку. С первым сборником его стихов вообще не расставалась три года. Где бы ни была, ни гуляла, он был всегда со мной. Я уже всем с ним надоела, но мне так хочется, чтобы люди тоже порадовались этой красоте.
- Как заразительно вы говорите. А вы не пробовали себя в журналистике?
- Пробовала. Мне не понравилось. Я хочу быть вольным художников, а там надо «вот так и вот так». Помню, как я про афганского мальчика написала большой материал, а мне сказали: «Не пойдет». И сделали свой вариант, коротенький. А ведь я с ним долго разговаривала, перестрадали вместе его пережитое. После этого мне журналистика разонравилась.
Или я, например, всегда считала, что чужих детей не люблю. Но стала тут работать и поняла, что половину из них просто обожаю. А ко второй половине стараюсь относиться хорошо. Может, ребенку просто в жизни не повезло, поэтому он такой.
Батюшка иногда приглашает нас в свою воскресную школу. На День Кирилла и Мефодия мы поставили сценку в стихах. Сначала с Интернета скатали ее в прозе, а я изложила все в стихотворной форме. Получилось более ярко, выразительно. Ведь поэзия, не мною сказано, это еще и ощущение рая на земле
- На земле чаще встречается ад. Вам это знакомо?
- Даже очень. Были в моей жизни тяжелые моменты. Но вот уже пять лет, как я приняла крещение, и наступило единение с миром. Я поняла, что я здесь не одна. Много общаюсь с батюшкой. Да и сама молитва – это же поэзия! Я стала позитивно смотреть на мир. Я счастливый человек, свободный художник, живу, ни от кого не завишу. Сама себе выстроила свой заколдованный замок. И ко мне приходят те люди, которых я хочу видеть и люблю.
|