Ноглики - Твоя газета
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Календарь
«  Сентябрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск
Друзья сайта
Главная » 2007 » Сентябрь » 8 » "ПРОЕКТ САХАЛИН-1 НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РЕАЛИЗОВАН" (30 ноября 2002 года)
"ПРОЕКТ САХАЛИН-1 НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РЕАЛИЗОВАН" (30 ноября 2002 года)
11:45
«ПРОЕКТ «САХАЛИН-1» НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РЕАЛИЗОВАН»
ЧЕМ ОЗАБОЧЕНЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОЛОГИ
Оказывается, японцам не все равно, во что вкладывать свои инвестиции. Например, участие соотечественников в финансировании шельфовых проектов на Сахалине вызывает озабоченность у члена японской экологической организации Наоми Канзаки. Это юное, хрупкое создание приехало в Ноглики вместе со своей сверстницей из Южной Кореи - Ли Джин, представляющей интересы экологической неправительственной организации «Союза зеленой Кореи». Девушки встретились с почтенными ногликскими аборигенами - руководителями родовых хозяйств и представителями общественности от коренных малочисленных народов Севера. Иностранную делегацию возглавлял один из руководителей Тихоокеанского Центра Окружающей Среды Дэвид Гордон из США. А организовал их поездку в Ноглики руководитель «Экологической вахты Сахалина» Дмитрий Лисицын.
И если Наоми Канзаки приехала на Сахалин потому, «что считает своей обязанностью довести до сведения японцев, финансирующих шельфовые проекты, результаты влияния на экологическую ситуацию промышленной добычи углеводородного сырья», то Ли Джин кроме этого хотела бы понять – насколько нравственно для ее страны покупать газ в России? Каково влияние этих проектов на социальную сферу и жизненные устои малочисленных аборигенов Северного Сахалина? Причем, знать не мнение властей, а простых жителей. Действительно ли крупномасштабная разработка нефтегазовых проектов идет на пользу сахалинцам? Улучшилась ли их жизнь за последние два-три года, или стала хуже?
«ВСЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА, А НЕ ДЛЯ НАРОДА»
Так же просты и незамысловаты были и ответы:
«Рыбы в заливах все меньше, качество ее все хуже, «господа» нанимают омоновцев, которые гоняют с традиционной рыбалки простой народ».
«У рыбаков отбирают сети. А они такие дорогие. Как люди выживут, чем будут питаться! На зиму оставили без еды – четыре «хвоста» надолго ли хватит. А сами на базаре сидят и нашей рыбой торгуют в свой карман. Даже мне предлагали – купи рыбу. А на что купить? Я бы сама ее поймала. Но разрешение дают тогда, когда рыба уйдет».
«Кто-то богатеет, а мы беднеем. Все делается для государства, а не для народа. Вся финансовая выгода от разработки шельфа уходит в Москву. А инвесторы только на словах готовы заниматься проблемами народов Севера и еще говорят, что мы деньги платим «туда», а «оттуда» добивайтесь сами».
Горячо и, перебивая друг друга, говорили люди о самом больном. Когда эмоции несколько приутихли, смогли перейти к обстоятельной беседе. Дэвида Гордона, озабоченного внедрением более высоких экологических и социальных стандартов при разработке шельфовых проектов, интересовали именно эти моменты в работе соотечественников на чужой земле. Председатель районной ассоциации народов Севера Ким Лиманзо пояснил, что нефтяная компания «Эксон Мобил» заключила соглашение о сотрудничестве с областной ассоциацией сахалинских аборигенов. Одним из пунктов этого документа стало требование принять на работу в качестве консультантов троих оленеводов и одного рыбака. Эта мера необходима для защиты традиционных мест промысла от предстоящего строительства дорог, трубопроводов, других объектов в местах оленьих пастбищ и рыбных нерестилищ.
Строительство моста в заливе Чайво, предусмотренное проектом «Сахалин-1», вызвало массу возражений со стороны руководителей областной и районной ассоциаций народов Севера. Ким Лиманзо прогнозирует, что реализация этого мероприятия приведет к значительному сокращению рыбных ресурсов в этом водоеме, как минимум, на 20-30 процентов. Удары по бетонным сваям, взрывные работы создадут губительный для водных биоресурсов шумовой фон. Залив в зоне строительства моста очень мелкий, шумовой фон будет распространяться на многие километры. Для рыбы это равнозначно, что бросить в воду динамит – всплывет вся кверху брюхом. А зимой сюда идет на нерест навага, корюшка, камбала, бычок. Года три-четыре назад в Набильском заливе во время нереста наваги и корюшки производились взрывные сейсмоработы. И теперь местной рыбы здесь практически нет. Поэтому Ким Лиманзо категорически против строительства моста в заливе Чайво.
Тревогу вызывает и желание иностранных компаний прокладывать через реки трубопроводы в траншеях по дну водоемов. Года три назад Сахалинморнефтегаз проложил таким образом трубопровод через речку Большие Вени. И все – голец сюда больше не заходит. А точно такой же трубопровод, но поверх реки Малые Вени, никак не повлиял на численность рыбы.
ОСНОВНОЙ ИНСТИНКТ НА НУЛЕ?
Разговор международных экологов с ногликскими жителями был долгим и обстоятельным. Подытоживая его, Дмитрий Лисицын сказал, что уважаемые руководители родовых хозяйств и ассоциации аборигенов дополнительно подтвердили выводы общественной экологической экспертизы первой стадии проекта «Сахалин-1». А заключаются они в том, что его реализация приведет к разрушению среды традиционного обитания и природопользования коренных малочисленных народов Севера, уничтожению почв, лесов, флоры и фауны острова. Велика вероятность сокращения рыбных запасов, оленьих пастбищ.
К не менее трагическим последствиям приведет разработка сахалинского шельфа и в социальном плане. Даже в материалах проекта говорится о том, что «Воздействие этапа строительства на социальные проблемы будет отрицательным с возможно усилившейся тенденцией к потреблению наркотиков, насилию и преступности из-за необычных стрессов и непривычного для многих людей благосостояния». Как считают члены экспертной комиссии, этот прогноз разработчиков проекта рисует лишь умеренную картину деградации общества. На деле кризис может оказаться более глубоким и трагическим для аборигенов северного Сахалина.
Кроме того, на пике развития проекта предполагается создание трех тысяч рабочих мест. Поскольку большая часть вакансий требует высокую квалификацию, которой местные жители не имеют, придется привлекать людей из других регионов. Это вызовет социальную напряженность на территории. Частично ее можно было бы снять улучшением социально-бытовых условий жизни местного населения. Но из представленных в проекте материалов не ясно, как это будет происходить. Можно с равной вероятностью ожидать, что развитие проекта повлечет за собой дальнейшее расслоение общества и обнищание значительной части населения.
Выводы экспертной комиссии, возглавляет которую доктор геолого-минералогических наук, заслуженный эколог РФ, главный научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, профессор кафедры Общей геологии ДВГУ Б.В.Преображенский, что первая стадия проекта «Сахалин-1» не в полной мере соответствует требованиям природоохранительного законодательства России, имеет существенные недоработки по экологическим, техническим, социальным и экономическим вопросам, не обеспечивает экологическую безопасность намечаемой деятельности. Следовательно, он не может быть рекомендован к реализации. Предложено проект доработать и опять представить на общественную экологическую экспертизу.
Ну а местным жителям тоже надо держать ухо востро. Ведь речь, в конце концов, идет об их благополучии, жизни и здоровье их детей. Из Японии, Кореи, США приезжают люди, искренне озабоченные проблемами аборигенов. Но в Ногликах до сих пор не существует хотя бы общественного движения за собственную экологическую безопасность. Неужели начисто отсутствует инстинкт самосохранения?



          

«

Просмотров: 476 | Добавил: nogliki-gazeta | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024