ЭТО ГОРЬКОЕ СЛОВО – «СВОБОДА»
Про Олега Путинцева, единственного в районе предпринимателя, занятого в производственной сфере (если не считать «хлебопеков»), в народе говорят – путевый парень. Созданное им почти три года назад частное предприятие сегодня насчитывает 18 единиц, в основном импортной, техники. Это автомобили, бульдозера, экскаваторы, погрузчики. Именно к Путинцеву предпочитают обращаться «завхозы» иностранных кемпов, когда надо где-то что-то промыть, расчистить, вывезти. Зачастую Олег Викторович сам, что называется, по собственной инициативе бросает свою технику на уборку снега в Ногликах, не требуя у районной администрации никакой за это компенсации. В общем, фигура по нынешним временам нестандартная. И потому я была несколько удивлена, когда, собирая предварительную информацию, в отделе экономики администрации района услышала, что здесь мне о нем никто ничего не расскажет: «Он к нам не заходит, поэтому мы не знаем, чем он занимается, и как у него идут дела». А самим пойти к нему на предприятие, видимо, не царское это дело…
Правда, застать Путинцева в гараже довольно сложно. И все же мне это удалось. 15 минут, отведенных мне на интервью, мы провели в вишневом «RAV-4» («Это машина моей жены»). Разговор наш то и дело прерывался трелью «мобильника», чувствовалось, что хозяину срочно нужно куда-то ехать. Потому и получилось блиц-интервью.
- Олег Викторович, вы с 2001 года в бизнесе. Трудно начиналось?
- Очень трудно.
- Сейчас бы рискнули начали все заново, зная, через что прошли?
- Конечно, начал бы.
- Как это было?
- Сначала я купил один самосвал, на нем заработал на второй. Купил второй самосвал. Так потихонечку и создал свое предприятие – ЧП «Путинцев».
- А до этого чем занимались?
- На Орбите работал электромехаником.
- А потом оказалось, что вы больше любите баранку крутить?
- Это ж не только баранку крутить… Можно сказать, попали в струю в свое время и все. Потихонечку развились.
- Что самое сложное сейчас для вас?
- Самое сложное – это, наверное, кадры. Хотя получают они у меня достойную зарплату, я даже могу потягаться с нефтяниками по уровню заработной платы. Запросто. Но пьянство… Вроде и рабочим местом дорожат, по три-четыре раза просят, чтобы оставил их. Квалификация у них достаточно высокая. Почти все работники бывших леспромхозов. 50 процентов не ногликские – тымовские, александровские.
- А как с жильем?
- Частично я им квартиру снимаю. Иной сам эту проблему решает. Семьи сюда перевезли.
- Ваш отец у вас в помощниках?
- Да, он работает механиком, хорошо мне помогает.
- Что самое приятное в вашей работе?
- Работу ради работы я не признаю. Скажу так, повышаю свое благосостояние.
- Вам сколько лет?
- 33. Будет.
- Значит, вы человек постперестроечного времени…
- Я из-за этой перестройки даже под суд попал. В армии служил и получил приказ от своего начальника расчета заглушить радиостанцию в Южно-Сахалинске.
- И заглушили?
- Да, не показывали не первая, ни вторая программы центрального телевидения. Я приказ выполнял. А меня под суд отдали типа военного трибунала. Возили в штаб армии.
- И чем дело кончилось?
- Да ничем. Я сержант, получил приказ от полковника.
- То есть пострадали от перестройки?
- Было и такое.
- Чтобы вы посоветовали начинающим предпринимателям, которые хотели бы открыть свое дело?
- Сначала надо рынок изучить. Нужно ли здесь твое дело.
- Но вы-то в свое время были не единственным на рынке транспортных услуг. Есть предприятие «Дорожник», оказывающее, в том числе и транспортные услуги. У нефтяников свои мощные гаражи. Как вам удалось проникнуть на этот рынок?
- Это монстры, которые в маленькую щель залезть не могут. А я – частник, согласен на любые условия. Взять то же НУТТ (Ногликское управление технологического транспорта – структурное подразделение ОАО «НК «Роснефть-Сахалинморнефтегаз» - С.К.), они подшипник купить не могут без согласования с Южно-Сахалинском. А в это время их машины стоят. Мы дожили уже до того, что нефтяники каждый день у меня что-то клянчат. Хотя в свое время я у них клянчил. И, самое главное, мы на предоплату не работаем. Сначала сделаем, потом деньги получаем.
- Ваша репутация для вас важна?
- Репутация для каждого частника важна. Это «Райжилкомхоз» может сказать, что им администрация денег не выделяет, поэтому они так и работают. А мне никто денег не дает, сослаться не на кого. Кредитов тоже никто не давал. Сам, потихонечку. Друзья помогали, хорошие знакомые, без них бы не поднялся. Зато районная администрация и шага навстречу не сделала, хотя в Уставе района записано, чтобы максимально привлекать к работе местные предприятия. На нашей территории трудятся столько иностранных и российских компаний, у которых я в суб, суб, субподряде. Хотя администрация могла взять под меня объемы напрямую, за нормальные ставки. Я бы отдал им 10-15 процентов. Напрямую бы платил администрации. Ведь я исправно плачу налоги, моя регистрация проводилась в администрации района, где записано – оказание транспортных услуг. Чиновники из администрации – Галченко, Хадиуллин – звонят регулярно: «Олег, дай бульдозер». Когда их как припечет, они знают, куда позвонить. Зато помощи от них никакой.
- Может быть, в этом есть своя прелесть? Вы никому ничем не обязаны.
- Да, подряды мы уже сами получаем. Немножко имя заработали, и к нам уже солидные компании обращаются. Взять тех же нефтяников. Частенько звонят. Оказываем транспортные услуги населению и организациям. Так что сегодня мы востребованы. И очень этим довольны.
|