Ноглики - Твоя газета
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Календарь
«  Сентябрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск
Друзья сайта
Главная » 2007 » Сентябрь » 8 » ТРИ ЧЕТВЕРТИ НИВХОВ ЖИВУТ ЗА ЧЕРТОЙ БЕДНОСТИ (27 АПРЕЛЯ 2002 ГОДА)
ТРИ ЧЕТВЕРТИ НИВХОВ ЖИВУТ ЗА ЧЕРТОЙ БЕДНОСТИ (27 АПРЕЛЯ 2002 ГОДА)
11:16

ТРИ ЧЕТВЕРТИ НИВХОВ ЖИВУТ ЗА ЧЕРТОЙ БЕДНОСТИ
Семья Надежды Машкиной (по мужу Чавлик) относится к разряду обычной нивхской семьи. Так, как они, живут почти все местные нивхи, по крайней мере, процентов 80. В семье пятеро детей, старшему из которых 22 года, а младшему – три. Весьма скромный совокупный доход состоит из зарплаты матери в полторы тысячи рублей и такой же пенсии. Больше в семье никто не зарабатывает, хотя старший сын и хотел бы трудоустроиться, да его никуда не берут. Безуспешно обойдя в поисках работы практически все ногликские предприятия, он объясняет такую ситуацию расизмом.
- Иду устраиваться на работу по объявлению. Мне в отделе кадров говорят - нет. Причины всякие находят. Следом за мной заходит русский, его на работу берут. Хотя я моложе. И работа, на которую я претендую, не требует высокой квалификации – землю копать, например. Но все равно, берут не меня, а его.
Мать, Надежда Владимировна согласна с сыном, что в отношении нивхов существует расизм. Ей самой с большим трудом удалось устроиться на работу сторожем в колхоз «Восток», на время отпуска постоянного работника. Глава семьи тоже вроде дома не сидит, трудится в родовом хозяйстве «Луньво», но, по словам Надежды Машкиной, не приносит оттуда ни рыбы, ни денег.
Год назад, в апреле 2001-го, в их квартире произошел пожар. Выгоревшие изнутри комнаты так и остались без ремонта, семья из семи человек ютиться в двух, спасенных пожарными. Обогреваются электричеством, туалет на улице, вода в колодце. Рядом с домом небольшой огород, урожая картофеля с которого хватает только до середины зимы. Но Надежда Владимировна считает, что живут они, как все, а то и лучше некоторых.
- Когда я не работала и не получала пенсию, мы хуже жили, как некоторые из наших знакомых. Существовали только на детские пособия. Сейчас, правда, мне сказали, что я на них уже права не имею, потому что доход высокий. А раньше, бывало, получишь «детские», пойдешь в магазин, наберешь самой дешевой крупы, хлеба. Но, все равно, только дня на три хватало. Спасались рыбалкой.
После пожара семье Машкиной дали в отделе соцзащиты тысячу рублей. А в ассоциации народов Севера так и не наскребли ни копейки на помощь многодетной семье. Хотя, нельзя сказать, что коренные малочисленные народы Севера обделены дотациями. Из местного бюджета в прошлом году на приобретение детской одежды и обуви, а также на питание в школах и садах было выделено 143 тысячи рублей. Такая же сумма на эти цели предусмотрена и на текущий год. Дочь Машкиной - Тамара ходит в начальную школу и что-то из этих денег получает в виде дополнительного питания и обмундирования. Но трехлетний Гена инвалид, и по этой причине мать его в садик не отдает, поэтому его рацион питания скуден и однообразен. Примерно раз в год она отвозит ребенка в областную больницу, где московский профессор оказывает ему помощь. Ребенку предстоит еще около девяти операций.
Материальная поддержка коренным малочисленным народам Севера поступает и из областного бюджета. В прошлом году начальник отдела национальной политики аппарата администрации Надежда Лайгун направила в Ноглики 198 тысяч рублей и расписала, кому, сколько, на какие нужды эти деньги распределить. С учетом этих пожеланий, а также посоветовавшись с представителями координационного совета общественной организации коренных малочисленных народов Севера, глава администрации района издал постановление, в котором пофамильно указал получателей материальной помощи из областного бюджета.
На банковские лицевые счета пяти студентов-аборигенов было перечислено по три тысячи рублей. Шесть семей народностей Севера, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, имели право на свою часть матпомощи, но только при условии, что представят документы о понесенных производственных тратах. К сожалению, за этими деньгами так никто в бухгалтерию мэрии не обратился, потому что эти люди не отчитались за помощь, оказанную им ранее. По этой же причине не смог получить адресных 80 тысяч рублей и руководитель национального производственного кооператива «Валетта» Александр Борисов. Мертвым грузом лежат в кассе администрации и деньги, предназначенные для приобретения помещений общественной организации аборигенов, хотя бывшая контора колхоза «Восток» уже занята ими под этнокультурный центр. Раз договор купли-продажи в бухгалтерию не представлен, то и денег, как обьяснила главный бухгалтер администрации Надежда Извекова, не перечислено.
Получается, что финансовая помощь доходит до адресата только в том случае, если ему не требуется прилагать личных усилий, как, например, с дотациями на детское питание или поддержку студентов. Остальные 60 процентов бюджетных денег так и лежат невостребованными, хотя предназначались для стимулирования трудовой активности аборигенов.
Показательна в этом отношении история вспомоществования национальному производственному кооперативу «Валетта». Как уже было сказано, его руководитель так и не получил 80 тысяч рублей, предназначенных для котлового питания пастухов-оленеводов. Причина - не отчитался перед бухгалтерией за расход предыдущих 55 тысяч. Но финансовые вливания в «Валетту» продолжаются и на более высоком уровне. Согласно договору между администрацией Сахалинской области и Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики этому кооперативу в прошлом году выделено полмиллиона рублей. Правда, из запланированных 500 тысяч поступило только 145,6 тысячи, но председатель А.Борисов смог освоить лишь их половину. Неосвоение выделенных средств в условиях почти поголовной безработицы в среде коренных малочисленных народов Севера - довольно грустный факт. Особенно, если вспомнить, как живет семья Надежды Машкиной и остальные ее соплеменники. Причем, по количеству властных представителей из собственной среды аборигены «упакованы» как никакая другая национальность Сахалина. Тут и представитель практически с правами депутата в областной Думе, и целый отдел национальной политики в администрации области, и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера на областном и районном уровнях, и наместник губернатора в Ногликах, он же вождь племени. И по объему льгот, дотаций, прочих денежных вливаний в пересчете на душу коренного населения жаловаться вроде не приходится. А вот поди ж ты, безработица, нищета, болезни, пьянство – эти социальные недуги правят бал в национальной среде, а деньги просто не доходят до той самой души коренного населения.
Немного статистики. Ее удалось восстановить с помощью бывшего председателя районной ассоциации народов Севера Аллы Кавозг, в течение нескольких лет добросовестно выполнявшей эти обязанности на общественных началах. С помощью Аллы Викторовны удалось подсчитать, что на территории района проживает около 1100 человек из народностей Севера. Три четверти их составляют малообеспеченные семьи, в которых за чертой бедности прозябают около 450 ребятишек. Детей детсадовского возраста, то есть от двух до семи лет, в этих семьях чуть больше 70-ти. Только треть из них (!) посещают детские дошкольные учреждения. За остальных родители не хотят, а чаще не могут внести даже льготную стоимость посещения детсада. Значит, около пятидесяти ребятишек не каждый день едят хлеб! Детям школьного возраста полегче, им гарантированы бесплатные завтраки во время занятий. Зато с наступлением каникул приходят голодные дни. В прошлом году трое молодых людей из числа коренных малочисленных народов Севера покончили жизнь суицидом. Всего по району таких было девять человек.
Нельзя сказать, что о народах Севера не говорится в средствах массовой информации, но только все как-то «с парадного фасада» - об их самобытной культуре, спортивном искусстве, изучении языка. А он, язык, тем не менее, все больше забывается. Как сказала директор школы № 2 Татьяна Мошкина, где в основном обучаются дети аборигенов, с каждым годом часов, отпущенных на изучение нивхского языка, становится все меньше, потому что сокращается число желающих его знать.
Где же выход? Вряд ли в той системе, что существовала при советской власти, когда в интернатах для детей из семей народностей Севера каждому и в буквальном и в переносном смысле подавалась рыба в глубокой тарелке. Нет, этот народ что-то умеет делать и сам. И даже есть серьезные попытки к этому. Например, национально-культурная автономия «Чамгун» под руководством Маргариты Булдаковой вполне доказала свою зрелость, деловую активность и финансовую состоятельность. Иностранные спонсоры давно заприметили эту бизнес-леди, в руках которой деньги имеют свойство давать новые деньги, а не бесследно исчезать. И заодно кормить десяток-другой рукодельниц-мастериц, чьи изделия идут нарасхват у туристов и местных любителей национальной экзотики.
У коренных малочисленных народов Севера есть немало ярких лидеров, способных помочь своему народу, который доверчив, романтичен и добр, но, к сожалению, в массе своей генетически не готов к жестким рыночным отношениям.



Просмотров: 696 | Добавил: nogliki-gazeta | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024