Ноглики - Твоя газета
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Календарь
«  Сентябрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск
Друзья сайта
Главная » 2007 » Сентябрь » 8 » АБОРИГЕНЫ ВЫШЛИ НА ТРОПУ ВОЙНЫ (14 сентября 2002 года)
АБОРИГЕНЫ ВЫШЛИ НА ТРОПУ ВОЙНЫ (14 сентября 2002 года)
11:32

АБОРИГЕНЫ ВЫШЛИ НА ТРОПУ ВОЙНЫ
«Не смотря на неоднократные обращения ассоциации коренных малочисленных народов Севера в органы власти Российской Федерации и Сахалинской области, сегодня в Ногликском районе, районе компактного проживания нивхов и ороков, происходит грубое нарушение традиционного образа жизни аборигенов путем лишения их прав на добычу этнического продукта и на традиционный промысел. Никогда, при любой политической власти в России, аборигены не были лишены такого права. Однако на 2002 год при распределении лимита кеты на личное потребление коренным народам северо-восточного Сахалина запрещено вылавливать свою этническую пищу. Коренные народы подвергаются гонениям и насилию со стороны сотрудников рыбинспекции, против них возбуждаются уголовные дела, изымаются последние орудия лова, кормившие семьи. Мы требуем остановить этноцид по отношению к коренным народам и решить вопрос по наделению квотой на вылов кеты для личного потребления. Мы не будем прекращать отстаивать свое конституционное право и продолжим ведение традиционного природопользования в обеспечении семей этнической пищей – кетой». Это выдержки из резолюции схода аборигенов Ногликского района, состоявшегося 6 сентября. Около 160 человек собрались на свое «вече», чтобы вынести коллективное решение на запрет властей о вылове кеты, а заодно официально объявить о начале акции гражданского неповиновения. Смысл ее заключался в том, что аборигены выходят на рыбалку в открытую, игнорируя действия властей всех уровней.
СНАЧАЛА ИГРАЛИ В ПРЯТКИ
О том, что в этом году лимита на вылов кеты местные нивхи, ороки и эвенки не получат, стало известно за два месяца до этого схода. Еще в начале июля пришло сообщение из департамента, что Москва наложила запрет на вылов кеты северо-восточного побережья Сахалина. Узнав об этом, председатель ногликской ассоциации коренных малочисленных народов Севера Ким Лиманзо пообещал «устроить забастовку», правда, не смог сформулировать, как именно она будет выглядеть. Собственно, этой угрозой все протесты нивхов и закончились. По крайней мере, никаких практических действий ассоциация так и не предприняла. Зато все владельцы снастей и лодок потихоньку подались в заливы, в места традиционного промысла. И занялись заготовкой рыбы на предстоящую зиму. При виде инспекторов рыбоохраны быстро прятались в кусты, наблюдая, как те вынимают только что установленную сеть. Под еще не угасшие звуки моторной лодки «рыбзиков» ставилась новая снасть. В общем, рыбалка шла с переменным успехом, при круглосуточном бдении рыбаков и инспекторов.
Вяло текущее противостояние закончилось с появлением в наших водах представителей рыбинспекции из Тымовского района. Произошло это по инициативе первого заместителя главы ногликской администрации Александра Сусина, которому давно уже не нравилась избирательность в действиях родной инспекции. Одних браконьеров рыбоохрана штрафует, а других, рядом ставящих сетку, что называется, в упор не видит. Для тымовчан же ногликские рыбаки все на одно лицо, не важно, какой оно национальности, социального положения и материального достатка. А потому, когда вертолет тымовской рыбоохраны приземлился на стане Алексея Лиманзо, где обнаружено одной только икры 150 килограммов, был составлен соответствующий протокол, который в дальнейшем должен лечь в основу уголовного дела по факту браконьерства в особо крупных размерах. А может и не лечь. Все-таки не «мелкая рыбешка» инспекторам попалась, а сам председатель Сахалинской областной ассоциации коренных малочисленных народов Севера. И действительно, уже через шесть дней после визита рыбинспекции на свой стан Алексей Лиманзо собирает сход, отрывки из резолюции которого приведены вначале этого материала.
ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ
Но этого схода не было бы, попадись с подобным уловом любой другой абориген или все они вместе взятые. По информации из Ногликской рыбинспекции, в июле и августе задержаны с незаконным уловом кеты и оштрафованы семь рядовых представителей коренных малочисленных народов Севера. Их уловы значительно скромнее председательских. Но руководители ассоциаций аборигенов районного масштаба (Ким Лиманзо) и областного (Алексей Лиманзо) - тогда не предприняли мер по защите соплеменников, никаких акций протеста не организовали, в правозащитные организации обращений не писали. А ведь на Сахалине действительно грубым образом нарушено право коренного населения на жизнь. Рыба для него источник существования. Нивх без рыбы умрет, так его организм приспособлен. На генетическом уровне. И ничего с этим не сделаешь, никакими апельсинами и яблоками рыбу ему не компенсируешь.
Запрет на вылов кеты для личного потребления народов Севера пришел из Москвы. И нет ничего странного в том, что московский чиновник озабочен сохранением стада только северо-восточного побережья. Здесь свою «рыбку» ловят иностранные нефтяные компании. Вот как разъясняет ситуацию недавняя публикация в Интернете статьи из журнала «The Wall Street Journal»:
«Москва и ее представители на Сахалине уже приняли меры к тому, чтобы облегчить (иностранным компаниям – прим. пер.) проведение бурильных работ. В 2001 году российский Государственный комитет по рыболовству отменил свои правила, касающиеся защиты рыбных запасов в зонах бурения вблизи северо-восточного побережья Сахалина, после того, как исследование, профинансированное нефтяными компаниями, пришло к заключению, что богатые нефтью районы моря не являются такими уж ценными зонами рыболовства, как считалось ранее.
Проводивший это исследование Сахалинский НИИ рыболовства и океанографии, пересмотрев в сторону снижения свои оценки важности этого района моря с точки зрения рыбных запасов, открыл нефтяным компаниям дорогу к сбросу отходов бурения в местные воды. Ранее эта практика была здесь незаконной, потому что отходы нередко включают много грязи с токсичными для рыбы веществами».
На родине, в штате Аляска эти нефтяные компании так себя не ведут – в целях защиты окружающей среды они вынуждены закачивать буровые отходы обратно в землю. Этого требует их народ, правительство и законы. У нас же все с точностью до наоборот. Оттого и сельдь тоннами выбрасывается на берег залива, и серые киты на глазах худеют, и прочая рыба с нефтяным душком и псориазом. А чтобы это все не так бросалось в глаза, надо просто запретить рыбачить на северо-восточном побережье Сахалина.
БИТВА ЗА ЧЕТЫРЕ «ХВОСТА»
Протестная акция ногликских аборигенов не осталась незамеченной в областных структурах власти. Так, президиум сахалинского рыбохозяйственного Совета принял решение «в порядке исключения» выделить из лимитов рыборазводных заводов и распределить на личное питание народов Севера Тымовского района 10 тонн, Поронайского – пять, Ногликского – 20 тонн кеты. Аборигены Поронайского и Тымовского районов приветствовали проведенную ногликцами акцию протеста, плодами которой тоже смогли воспользоваться. Кстати, о своей солидарности с народами Севера заявили ветераны войны и труда, а также члены ассоциации рыбопромышленников Ногликского района. Они тоже активно отстаивают свои права на лосося. А прецедент, созданный аборигенами, подтверждает истину, что права не дают – их берут.
Правда, те 20 тонн кеты, что президиум рыбохозяйственного Совета выделил народам Севера Ногликского района, в пересчете на душу составляют всего четыре «хвоста». Но и им аборигены рады: «Главное, что теперь мы спокойно можем рыбачить». А уж, сколько в действительности они поймают, видимо, останется тайной за семью печатями. Потому что одновременно с разрешением на рыбалку Алексей Лиманзо привез из Южно-Сахалинска новость о том, что начальник УВД обещал ему провести служебное расследование о правомерности действий органов рыбоохраны в отношении народов Севера. Можно предположить, что результатом этого следствия станет лишь безудержное браконьерство аборигенов, когда одни из них будут менять кету на водку, а другие – на власть и личную неприкосновенность. Кстати, поговаривают, что вертолет тымовской рыбоохраны не случайно прилетел на стан Алексея Лиманзо. Председателя «сдал» кто-то из соплеменников.
И все-таки, нет худа без добра. Пусть даже, решая собственные проблемы, но председатель сахалинской ассоциации народов Севера сумел расшевелить неповоротливую административную машину с массой чиновников, основной обязанностью которых является защита интересов аборигенов. Появились обращения в Госкомрыболовство и Государственную Думу, привлечено внимание международной общественности, отечественные правозащитники спешат на помощь малым народам Севера. Но до happy end еще далеко. Еще не раз нивхам, орокам и эвенкам придется отстаивать свое право на жизнь. А там, глядишь, и славяне-островитяне о своей доле «личного потребления рыбы» заявят. А браконьер он с любым цветом кожи браконьер. Вот тут рыбоохране и флаг в руки.


Просмотров: 640 | Добавил: nogliki-gazeta | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024