КАКАЯ ЖИЗНЬ, ТАКИЕ И ПЕСНИ
Село Вал – место компактного проживания ороков или, что собственно одно и то же, уйльта. Сейчас их осталось чуть больше двух сотен человек, но, кажется, наиболее тяжелые времена у них уже в прошлом. Понемногу начинает возрождаться оленеводство – традиционный вид промысла. Бытовые проблемы пытаются решать через совет территориального общественного самоуправления. Культура, язык, обряды, рукоделье – все это пытаются передать молодежи представительницы старшего поколения. И состоявшийся недавно праздник – День оленевода – подтвердил, что этот небольшой северный народ не утратил оптимизма.
- В последнее время мы совместно с общественными организациями коренных малочисленных народов Севера стали проводить больше различных мероприятий, - сказал, открывая праздник, мэр района Геннадий Сусенко. - Только в этом году провели спортивные соревнования по северному многоборью, совсем недавно – Праздник кормления воды. А сегодня – День оленевода. С переходом на рыночные отношения оленеводство поначалу пришло в совершенный упадок. Но, благодаря инициативе простых людей, объединившихся в национальный кооператив «Валетта», домашнее оленеводство стало возрождаться. Государство им выделяет средства, районная и областная администрации оказывают поддержку, поэтому есть основания надеяться, что валовские оленеводы сумеют крепко встать на ноги.
Потомственные оленеводы, отец и сын Соловьевы подняли флаг в честь открытия праздника. И он начался. Практически все творческие национальные коллективы района пели, плясали, показывали обрядовые сценки благодарным зрителям. Лучшим пастухам вручались подарки от администрации района и компании «Эксон». Премировались и авторы национальных сувениров, поделок и даже кулинарных блюд.
В праздновании дня оленевода приняла участие даже съемочная группа крупнейшей японской телевизионной компании NHK. Она не только снимала все происходящее, но и сама активно участвовала в различных мероприятиях. Японцы с завидным аппетитом перепробовали все национальные блюда, выставленные к обеду. Массовое чревоугодие почти сразу перешло в спортивные состязания.
Посоревноваться в стрельбе из лука захотели даже женщины. Но наиболее подготовленными в этом виде спорта оказались милиционеры, направленные сюда на охрану порядка. Они же принимали активное участие в национальной борьбе, но лидером ее так и остался непревзойденный Владислав Соловьев. Кстати, один из членов японской киносъемочной группы тоже решил померяться силами в своей весовой категории, но проиграл валовскому мальчику. Ликованию зрителей не было предела, а уж как все это снималось на кинокамеру, надо было видеть.
В одной из пауз между спортивными состязаниями мне удалось взять интервью у председателя национального кооператива «Валетта» Александра Борисова. Он рассказал, что далеко не все пастухи смогли принять участие в этом празднике – много молодняка нынче народилось в стаде, и важенок с телятами нельзя бросить одних. Сейчас в кооперативе трудятся тринадцать пастухов, самому пожилому из них 71 год, самому молодому – 16.
- Я слышала, что тебе не очень нравится, когда иностранные компании дарят вам подарки…
- Это иногда попахивает «бусами для аборигенов». Мы должны научиться выживать самостоятельно благодаря ежедневному труду. Пастухи-оленеводы – это ведь еще не все коренные жители Сахалина. В поселке остается много безработной молодежи. Вот наша серьезная проблема. И вся тяжесть борьбы за выживание сейчас легла на женские плечи. Наши женщины постоянно думают, как прокормить детей и стариков? Мне их очень жаль. Пастуху тяжело, но он мужчина. К осени закончим строить карал, начнем возводить базу для оленеводов. Удочку нам дали, теперь только от нас зависит – сколько рыбы мы наловим.
А потом мой собеседник стал перечислять всех, кто оказал помощь в становлении кооператива, причем, каждого называл по имени-отчеству, с указанием должности и места работы. Получилось перечисление почти всего руководящего состава областной и районной администрации.
Зато на вопрос – почему площадка для празднования Дня оленевода выбрана именно здесь, на берегу залива Пильтун, где в радиусе на 100 километров ни одного человеческого жилья? – ответил по-простому:
- Это традиционное место встречи пастухов. Старики говорят, что в давние времена именно здесь собирались все рода восточного побережья, праздновали, обряды проводили. «Дибдани» назывался этот праздник. День-два посидят, пообщаются, расскажут новости своего рода, попьют огненную воду, да и расходятся по своим олешкам.
А в это время под моросящим дождем не на шутку разгулялась всевозрастная дискотека. Переносная электростанция позволяла музыкальному центру работать в полную мощь своих колонок. Поэтому танцевали до изнеможения. И только с наступлением сумерек все стали рассаживаться по машинам и автобусам, чтобы ехать домой. Но тут кто-то самый глазастый усмотрел вдалеке долгожданных оленей. Те должны были подойти еще с утра, но «по техническим причинам» едва поспели к вечеру.
Обуреваемые любовью и нежностью, люди ринулись через марь навстречу животным. Только домашний олень в состоянии, наверное, вынести такое количество поглаживаний и одновременной смены седоков. Но ни одного резкого движения, недовольного пофыркивания животные себе не позволили. А ведь они только что прошли более 20 километров!
В общем, как сказала начальник отдела культуры администрации района Любовь Романова, праздник удался. И хотя последний раз День оленевода отмечали лет десять назад, отныне есть большое желание сделать это мероприятие ежегодным и еще более красочным. Ну, кто же будет возражать!
|