Ноглики - Твоя газета
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Календарь
«  Сентябрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск
Друзья сайта
Главная » 2007 » Сентябрь » 9 » АХИЛЛЕСОВА ПЯТА ПРОФСОЮЗОВ (28.07.04)
АХИЛЛЕСОВА ПЯТА ПРОФСОЮЗОВ (28.07.04)
12:46

АХИЛЛЕСОВА ПЯТА ПРОФСОЮЗОВ

Как-то рабочего из благополучной Германии спросили: «Ты имеешь хорошо оплачиваемую работу, благодаря которой твоя жена может не работать, а двое ваших детей всегда сыты и хорошо одеты. У тебя большой, удобный для жизни дом. Зачем тебе профсоюз?»

            - А чтобы все это не потерять, - был ответ.

            У нас же о членстве в профсоюзе начинают задумываться, только когда совсем уж припечет.

С этого и начался наш разговор с председателем объединенной профсоюзной организации ОАО «НК «Роснефть-Сахалинморнефтегаз» Л. Семечевой. 

            - На последнем первомайском митинге в Охе мы выступили под лозунгом «Достойная зарплата – путь к преодолению бедности». К сожалению, на площадь пришли только старички и старушки, да еще члены профсоюзных комитетов. А тех, ради кого и затевался митинг – рабочего класса, с нами не было. Именно для него я сейчас и хочу приоткрыть маленькую тайну. Наш работодатель – руководство ОАО – тщательно  отслеживает, кто стоит за профсоюзными лидерами? Бывший заместитель генерального директора Гончаров говорил, когда я начинала отстаивать права и вставала в позу: «Это хорошо, что вы так реагируете. Но вы одна, Людмила Семеновна. Рабочие не с вами». Горько признавать, но он прав.

            И в то же время я не хочу упрекать рядовых членов профсоюза в политической пассивности. Она вполне естественна после долгих лет «правления» моего предшественника. Кстати, мы как-то в узком кругу председателей профкомов вывели интересную закономерность. Мужчины, которых мы сменили на этой должности, были красивы, вальяжны, цветущи. Мы же, как загнанные лошади.

Сколько здоровья, сил и нервов оставлено на этой работе. Помню, Татьяна Владимировна Боброва, председатель профкома НГДУ «Катанглинефтегаз» несколько месяцев отстаивала интересы одного из рабочих управления. Дело дошло до суда. И она его выиграла. А потом этот рабочий, уходя в отпуск, подал заявление о выходе из членов профсоюза. Подсчитал, что придется уплатить слишком большие взносы с отпускных…

Зачастую приходится слышать – а что он дал мне, этот профсоюз? Путевки, детские лагеря  нам работодатель предоставляет. И невдомек людям, что работодатель это делает только потому, что есть профсоюзная организация. Как только ее не станет на предприятии, так вся эта «благотворительность» и закончится.

            Буквально на днях говорила с председателем «Нефтегазстройпрофсоюза», который предложил провести опрос среди членов профсоюза на тему «Готовы ли вы пойти на предупредительную забастовку, если об этом объявит «Нефтегазстройпрофсоюз»?» Наша отраслевая всероссийская профсоюзная организация хочет посмотреть, на какую поддержку может рассчитывать при объявлении предупредительной забастовки.

            - Если человек любит выпить на рабочем месте, он вряд ли рискнет выйти на предупредительную забастовку. Ведь работодатель может его наказать, якобы, за пьянку, а на самом деле за чрезмерную политическую активность.

            - Конечно. Один из руководителей среднего звена прямо заявил: «Мне удобнее пьяницу держать – сутками будет пахать, но даже не заикнется об оплате сверхурочных или ночных».

            - Людмила Семеновна, а независимость профсоюзных боссов, возможно, тоже весьма относительна? В материальном плане вы от работодателя не зависите?

            - Зарплату мы получаем из профсоюзных взносов, а приработок платит акционерное общество. Это прописано у нас в коллективном договоре. Вряд ли работодатель рискнет его нарушать. Но даже если рискнет, то мы, председатели профкомов, уже для себя решили, что свобода слова дороже. Не умрем мы без приработка. А вот то, что за нашей спиной нет никакой массовости – это, действительно, наша ахиллесова пята.

            - Вы говорите – нет массовости. Но ведь в вашей объединенной профсоюзной организации состоит около 80 процентов всех работников ОАО «НК «Роснефть-Сахалинморнефтегаз». Это ли не массовость?!

            - Да, это хороший показатель, но я говорю об активной гражданской позиции, о чувстве локтя. Кстати, мы уже провозгласили принцип, что профсоюз не несет ответственности за нарушения прав не членов профсоюза. Как я уже сказала, наша работа оплачивается из профвзносов. Поэтому защищать права посторонних людей за эти деньги мы просто не имеем морального права.

            25 июня у нас прошла конференция трудового коллектива акционерного общества, на которой утверждался колдоговор. Вначале были большие сомнения, что эта конференция будет именно трудового коллектива, а не руководителей предприятия. Насколько мне известно, во всех филиалах ОАО была дана установка, чтобы делегатами конференции выбирались люди из командного состава, то есть руководители филиалов, их замы по экономике и т.д. Но, в конце концов, нам удалось договориться с работодателем о том, чтобы интересы рабочих тоже были выражены. И с трибуны в основном выступали их представители – председатели профсоюзных комитетов. А руководители филиалов, заместители по экономике отмолчались. Правда, некоторые из них, опасаясь неприятностей по службе, но в то же время, болея душой за производство, в конфиденциальных беседах подсказывали нам, профсоюзным лидерам, на что следует обратить внимание делегатов конференции, говорили о наиболее проблемных местах производства. У меня много союзников среди командного состава, которые активно помогают. Это просто порядочные люди. Я им очень благодарна, но стараюсь не афишировать их имена.

Но вернемся к конференции трудового коллектива. Работодатель представил на нее свой вариант коллективного договора, который до боли напоминал текст тарифного соглашения, по которому строились наши взаимоотношение все предшествующие годы. Профсоюзы он, разумеется, не устраивал. Поэтому мы выставили свой вариант, работать над которым начали еще в конце прошлого года. В нем 13 разделов и 10 приложений. Я считаю, что коллективный договор должен быть как справочник и для нас, и для руководителей. Самое скандальное приложение, из-за которого даже произошла задержка в подписание коллективного договора, это положение об оплате труда и социальной защищенности.

            - Людмила Семеновна, создается впечатление, что профсоюзы завязли в бумажной работе.

- Это все просто необходимо делать. Но сейчас мы приехали в Ноглики с проверкой соблюдения охраны труда. С августа начнем проверки исполнения норм трудового кодекса. Уже сейчас могу сказать, что он нарушается практически во всех филиалах акционерного общества. Но самое обидное, что мы стараемся защитить интересы рабочих, а они к нам обращаются очень неохотно, видимо, боятся.

            - А бывали случаи, что человек, обратившийся к вам, потом подвергался гонениям?

            - Да, были у людей после этого неприятности, но мы всех отстаивали. Не надо бояться, уволить человека не так просто. Хотя бывают среди рабочих и настоящие бойцы, люди гордые и независимые. С ними приятно работать.

            - Какая на ваших предприятиях средняя заработная плата?

            - На момент проведения конференции она была 18 300 рублей. В коллективном договоре мы прописали ежеквартальную индексацию заработной платы каждого работника акционерного общества. Уже за июль зарплата должна быть проиндексирована. На этом настаивали многие профсоюзные лидеры, посмотрим, как получится. Мы впервые добились, чтобы наша минимальная тарифная ставка была на уровне среднеотраслевой по России. Предполагаем, что в скором времени «Нефтегазстройпрофсоюз» утвердит минимальную тарифную ставку на уровне прожиточного минимума по России. Это значительно больше, чем мы сегодня имеем.

            - А вы не подсчитываете отдельно среднюю зарплату среди рабочих и руководящего состава?

            - Зарплата руководителей высшего звена считается коммерческой тайной. Хотя в законе о коммерческой тайне я так и не нашла утверждения, что размер заработной платы – это коммерческая тайна.  

            - Вы же акционерное общество, оно должно быть открыто, прозрачно для каждого его члена.

            - Конечно. Но нам лишь предоставляют справочки по категориям работников.

Повторяю, нам нужна поддержка рабочего класса, рядовых членов профсоюза. Но, скорее всего,  в течение ближайших пяти лет революции мы не сделаем.

От редакции. В прошлую субботу в Ногликах на центральной площади состоялся митинг, как протест против правительства и президента, разрабатывающих программу неравнозначной замены льгот деньгами. Голос нефтяника здесь опять не прозвучал.

           

 

 

             

 

Просмотров: 556 | Добавил: nogliki-gazeta | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024