Ноглики - Твоя газета
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Календарь
«  Ноябрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Друзья сайта
Главная » 2007 » Ноябрь » 10 » МЫ, НИВХИ, ОЧЕНЬ ОТХОДЧИВЫЕ - 24.07.05
МЫ, НИВХИ, ОЧЕНЬ ОТХОДЧИВЫЕ - 24.07.05
11:20

МЫ, НИВХИ, ОЧЕНЬ ОТХОДЧИВЫЕ

Английское слово «club» прочно прижилось в нашем обществе. Нынче в клубы кто только ни объединяется! Как правило, они недолговечны, года три-четыре просуществуют и распадаются. У людей, в них входящих, либо появляются новые интересы, либо быт затягивает. А вот клуб «Нивхинка» существует в Ногликах уже больше двадцати лет. И по названию видно, кто в него входит.

У ИСТОКОВ КЛУБА

В один из холодных зимних вечеров  библиотекарь Елена Бибикова, страстный пропагандист родного языка среди коренного населения, собрала своих соплеменниц и предложила им всерьез заняться изучением устного и письменного нивхского. Желающих было много. Тут были и молодые мамы, озабоченные правильным воспитанием своих детей в национальных традициях, и представители творческой интеллигенции, и нивхские бабушки. Кстати, ни разу не доводилось слышать такого выражения как нивхские дедушки. Хотя есть пожилые уважаемые мужчины в этом народе, но вот в силу своей немногочисленности к ним никогда не применяется это обобщение. Да и судьба нивхских мужчин старше сорока почти у всех одинакова – алкоголизм и деградация. Хрупкая мужская психика так и не научилась справляться с реформами.

Зато нивхские бабушки – это устойчивый социальный статус. Они-то и остались в своем клубе «Нивхинка», уже более двадцати лет сохраняя ему преданность. И хотя давно выбыла из Ноглик его основатель Елена Алексеевна Бибикова, заседания клуба регулярно проводятся под крышей нынешнего муниципального краеведческого музея, за что бабушки бесконечно благодарны его директору Алле Кавозг. На своих встречах бабушки не только поют и рассказывают сказки на родном языке, обмениваются последними новостями и угощают друг друга разносолами, но мало-помалу становятся активной политической силой в поселке.

СЕКРЕТНЫЙ СОВЕТ СТАРЕЙШИН

Собственно сами они об этом пока не подозревают, но национальные лидеры уже давно обратили внимание на эту часть своего электората. В течение последнего года практически ни один сход не обошелся без того, чтобы крепкий, по местным меркам, хозяйственник Ким Лиманзо не подвез машину полную рыбы. Зимой это была навага и корюшка, летом – горбуша и разнорыбица. Каждый участник собрания получал свои пять бесплатных килограммов и, разумеется, испытывал при этом признательность к молодым лидерам. А кто еще им даст за просто так рыбу?!

Бабушки искренне поверили, что братья Лиманзо – Ким и Алексей – их настоящие друзья. А настоящие друзья должны помогать друг другу в трудную минуту. Поэтому, когда в «Наших островах» появилась статья за подписью вождя племени Кетнивгун Владимира Михайловича Санги, где он почем зря ругает Алексея Лиманзо, уличая его в родственных связях с начальником отдела национальной политики при администрации области Надеждой Лайгун, бабушки попросили меня сформулировать их претензии к автору статьи. Сами они со всемирно известным писателем тягаться в литературном творчестве не могут, но рассказать хочется многое.

Их обличения свелись к тому, что Владимир Михайлович сам приходится родным дядей «Лешке» Лиманзо, но это не значит, что Алексей от этого стал хуже (или лучше). Но особенно возмущает бабушек, что Санги все время называет себя вождем племени Кетнивгун. Во-первых, никогда прежде нивхи не имели вождей, не было такой должности в их сообществах. Во-вторых, когда бабушки напрямую спросили у Владимира Михайловича: «Скажи, кто входит в твой совет старейшин?», то в ответ услышали: «Секрет, нельзя говорить».  Почему это секрет, бабушки поняли позже, когда узнали, что и их фамилии (без их ведома и согласия) включены в этот загадочный список совета старейшин. Ох, и посмеялись же они тогда!

НЕОБРЕМЕНИТЕЛЬНОЕ МНОГОБОЖИЕ

Собственно на этом обличения «вождя» и закончились. С гораздо большим желанием и интересом мы принялись обсуждать обычаи нивхов и их вероисповедание. У них нет одного бога, как у христиан или мусульман. Скорее всего, в своем культе они больше напоминают древних греков, у которых было множество богов. У нивхов есть хозяин моря, есть хозяин леса,  есть хозяин земли. С каждым из них индивидуальные отношения, сугубо интимные, а подчас и дружеские.

Перед началом какого-либо дела – рыбного промысла, сбора дикоросов, строительства дома – человек подкормит отвечающего за этот участок работы духа. В качестве корма могут быть корни цветов саранки, разнотравье, пшено и даже табак или спиртное. В общем, все, что сам бы съел или принял с удовольствием. Задабривают духа и в том случае, если сделал какой-то нехороший поступок и раскаиваешься в нем. Слова извинения и просьбу о прощении каждый формулирует по-своему, но обязательно искренне. Сделав «чух-чух»,  то есть, подкормив духа, с легкой душой можешь жить дальше.

Бабушки рассказывают, что эти установки охотно принимают не только их дети и внуки, но и русские друзья их детей и внуков. Кому-то из них довелось на собственном опыте убедиться, что с духами лучше дружить, чем ими пренебрегать. Другим и так понятно, что подобные отношения с матушкой-природой наиболее гармоничны и гуманны, а потому следуют им с удовольствием.

Что же касается обрядов, то, например, прежде нивхи хоронили своих умерших, сжигая их на костре. Вот и нынче бабушки вздыхали, вспоминая своих предков и сожалея, что их тела будут, вопреки их желанию, преданы земле по русскому обычаю. А уж как бы хотелось после смерти быть развеянной пеплом над заливом.

НЕ ЖАДНИЧАЙ, НЕ ОБИЖАЙ ПРИРОДУ

А еще я услышала две страшные истории «из жизни». Их под сопереживательные возгласы подруг рассказала Зоя Владимировна Чхаврун. Некто Сашка был везучим охотником – как ни выйдет в залив, так нерпу убьет. Много нерпы набил, а съедать не успевал. Она лежит на берегу и гниет, а это большой грех. Нельзя просто так забивать зверя и брать из него только лакомые кусочки. Убей столько, сколько сможешь съесть. Но этот Сашка не слушал, что ему люди говорили. И вот наша рассказчица, взяв пятилетнего внука, отправилась на лодке домой. На руль сел тот самый Сашка.

- Вода тихая была, как зеркало, - рассказывает Зоя Владимировна. – И вдруг  мотор как обо что-то стукнулся, мы юзом пошли. И сразу вокруг нас со всех сторон нерпы встали. До этого их видно не было, а тут, откуда ни возьмись, они нас окружили, встав над водой. Я испугалась, внука к себе прижала. Старики говорят, если бы в лодке не было меня с внуком, то нерпы Сашку бы утопили. А пока только предупредили.

- Или другой случай, - продолжает Зоя Владимировна, - Один мужчина рыбу поймает, ножиком ее, еще живую, чик по хребту до носа. Самое жирное и вкусное съест, а остальное выбрасывает в море. Ему люди говорят: «Зачем так делаешь? Грех». А он все равно так делал. А потом у него ребенок родился с заячьей губой, скошенное лицо как у рыбы обрезанной. Наказал его бог воды.

- Да, - поддержала подругу Нина Васильевна Ниткук, - у нас такой закон: мужчины рыбу поймали, женщины ее разделывают на юколу, развешивают, сушат. И только после того, как уберут эту юколу на хранение, мужчины опять выходят на лов рыбы в море, чтобы ничего не пропадало зря.

            Потом Надежда Яковлевна Танзина, перемежая русские слова с нивхскими, рассказала сказку на эту же тему. Собственно устное народное творчество нивхов – это своеобразный морально-этический кодекс, по которому дети учатся, как надо строить отношения с миром людей и природы.

«МЫ ХОТИМ ПОБЛАГОДАРИТЬ»

            Да, я забыла упомянуть, что, прежде чем начать ругать вождя Санги, бабушки попросили через газету передать слова благодарности всем, кто им помогает сохранять обычаи и традиции своего народа. Это, кроме работников музея, и специалисты районной администрации - Елена Вовкук и Надежда Приходько. Благодарны бабушки предпринимателю Галине Зайцевой (магазин «Хозяюшка») за щедрость и отзывчивость. И компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» за спонсорскую помощь в приобретении национальной одежды.

А еще одна из бабушек сказала, правда, уже в конце нашей встречи: «Мы, нивхи, очень отходчивые». Это было произнесено в ответ на мое предложение помириться с Владимиром Михайловичем Санги и даже, может быть, сделать ему «чух-чух». Вождь, как-никак…

 

 

Просмотров: 347 | Добавил: nogliki-gazeta | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2020