УРОКИ РУССКОГО
Учителем года-2007 стала преподаватель русского языка и литературы Ногликской школы-гимназии Эвелина Антипичева. И это тем более приятно, что в конкурсе принимали участие 28 педагогов из 15 районов области. По возвращении победительницы домой мы взяли у нее интервью.
- Эвелина Владимировна, что для вас было самым сложным в этом состязании профессионалов?
- Урок русского языка в 11 классе. За 30 минут вместо обычных 45-ти дети должны были написать сочинение по только что прочитанному тексту. И, как принято говорить в таких случаях, урок цели достиг. Дети прекрасно справились с заданием.
- Может, это не столько ваша заслуга, сколько детей? Ведь конкурс педагогов проходил на базе второй гимназии, где очень сильные ученики.
- Конечно, мы надеялись на то, что класс будет подготовленный, сильный и успеет выполнить запланированное учителем.
- А другие ваши коллеги с точно таким же заданием как справились?
- У многих были замечательные уроки, но я не могу судить, потому что ни на одном из них не была. Это входит в условия конкурса – не посещать урок коллег.
- А как же передача опыта?
- Мы общались на лекциях, участвовали в мастер-классе.
- В чем ваша сильная сторона?
- (надолго задумалась). Наверное, ставить цель и достигать ее. Последовательно двигаться к достижению поставленной цели, которую ты определяешь в учебном и воспитательном процессе.
- Что сложнее, давать знания или быть воспитателем, наставником?
- Мы привыкли видеть учителя в роли передатчика знаний. Хотя мне кажется, что важнее научить ученика добывать эти знания. Классно-урочная система Яна Амоса-Каменского не то, чтобы исчерпала себя, но все-таки мир стал другим, насыщенным информационными технологиями. Ученик может добывать знания где угодно, не обязательно постигать их в школе. Есть библиотеки, интернет, СМИ, масса других источников. Мир шагнул вперед, и учителю надо перестраиваться. Научить ребенка в этом море информации найти правильные знания.
А по поводу воспитания… Процесс обучения и воспитания не может быть параллельным или один вне другого. Не может быть так, что сегодня я учу, а завтра я воспитываю. Это происходит одновременно. Это вещи до такой степени связаны друг с другом, что разделить их невозможно. Хотя в обществе постоянно идут споры на эту тему, но для себя я решила, что это неразделимо. Ты приходишь в школу и говоришь детям: «Здравствуйте». Они смотрят, как ты это произнесла. Ты уже научаешь их – как надо общаться. Это уже воспитательный процесс.
- А плоды вашей воспитательной работы вам удается увидеть? Всегда ли вы ими удовлетворены?
- Не всегда. Иногда ученик оступается. Хотя я считаю, что человек имеет право на ошибку, потому что он растет. Он еще не достиг того уровня, что есть у взрослых. И в то же время, когда он совершает какой-то проступок, именно я всегда испытываю чувство вины – где-то недоработала. А когда ребенок, наоборот, поступает правильно, возможно, это не только моя заслуга, потому что есть масса условий, в которых формируется его характер. Это не только семья и школа, но и огромное количество других объектов. Но душа, безусловно, радуется.
- Эвелина Владимировна, вы перешли работать в гимназию только в этом учебном году. До этого преподавали в Нышской средней школе.
- Да, 16 лет там отработала. Я родилась в Ныше, выросла, окончила школу. Моя мама была нянечкой в детском саду, я часто приходила к ней на работу и занималась с малышами, играла с ними. Потом, когда училась в 9-10 классах Ногликской средней школы № 1 (в Ныше тогда была восьмилетка), была вожатой у четвероклассников. Вот тогда мне довелось много общаться с их классным руководителем Людмилой Дмитриевной Пермяковой. Пожалуй, именно это привело к тому, что я стала учителем.
- Чтобы быть учителем, нужно иметь какие-то определенные черты характера? Или каждый может быть учителем?
- Наверное, нет, не каждый. Профессия учителя требует определенного терпения. И очень важно быть оптимистом, верить в лучшее. И потом, учителю нужно, по крайней мере стараюсь в себе эти качества воспитывать, видеть в ученике личность. Сегодня мы как раз об этом рассуждали в шестом классе, читая рассказ Распутина «Уроки французского». Надо верить в человека, в его лучшее предназначение. Кроме того, педагогу необходимы высокие профессиональные качества, крепкие знания. Надо уметь владеть ситуацией. Владеть собой. Знать психологические особенности ребенка. О! Тут очень много всего надо!
- Интересно, а сами вы были прилежной ученицей?
- Школу я окончила хорошо, без троек. Институт – с красным дипломом. Я вообще учиться люблю. И сейчас много времени уделяю самообразованию через книги, общение с коллегами. Когда вижу, что у кого-то получается лучше, чем у меня, что знает он больше, естественно, с этим человеком хочется общаться.
- А есть такие люди в вашем окружении?
- Конечно. Мне есть чему поучиться у Людмилы Дмитриевны Пермяковой, Ирины Павловны Шишкиной, Татьяны Викторовны Иванчихиной. Есть очень много учителей, у которых мне есть что перенять.
- Сравнивая вашу нышскую школу и гимназию, где интереснее работать?
- Хоть и нельзя этого делать, но мы все равно, конечно, всегда сравниваем. Контингент детей в этих школах, безусловно, разный. В Ныше много ребят из детского дома, поэтому там своя специфика работы, больше индивидуальной. Дети слабее в знаниях, в поведении есть какие-то отклонения. В гимназии сложность в том, что интеллектуальный уровень детей значительно выше, а значит, ты должен соответствовать ему.
- Не бывает ситуации, когда ученик в чем-то умнее вас?
- Это было бы здорово! Но таких, ярко выраженных ситуаций у меня пока не было. Бывали случаи, что я не могу объяснить какое-то слово, тогда я говорю, что могу только предполагать, но дома выясню наверняка и на следующем уроке мы к этому вопросу вернемся. Заодно и дети дома посмотрят в словарь. На уроке всегда говорю: «Задавайте вопросы». Если вопросов нет, это плохо.
- Как у вас складываются отношения с родителями, видите ли вы их на собраниях?
- У меня с родителями всегда складываются спокойные, доброжелательные отношения. С пятого класса все они, как правило, ходят на родительские собрания. И так вплоть до выпускного класса, в полном составе, разве что двое-трое по уважительной причине не придут.
- От других педагогов часто слышу, что родители пассивны, не приходят на собрания.
- Нет, я бы так не сказала. Родители отзывчивые, все мои обращения и просьбы удовлетворяются. Еще в студенчестве мне одна мудрая учительница посоветовала: «На родительских собраниях не говори прилюдно о ребенке плохо. Ты лишишься поддержки этого родителя». Можно провести какой-то практикум, давать определенные советы, обсуждать общие проблемы. Но о плохом нужно говорить с родителем только с глазу на глаз, индивидуально.
- Имидж учителя, его внешний облик, манера поведения – это важно?
- Безусловно, это тоже воспитывает. Я вижу реакцию детей, они обсуждают, как я одета, какие у меня сережки и маникюр. Дети очень наблюдательны. Поэтому ты понимаешь, что за тобой есть зоркий глаз, это заставляет всегда быть подтянутой.
- Вы участвовали в конкурсе «Учитель года». Вы амбициозный человек?
- Я бы о себе так не сказала. Вообще не люблю быть в лидерах. Просто всегда даю себе установку – за свое дело мне не должны быть стыдно. Даже на областной конкурс я ехала не с целью победить, а с целью выяснить свой профессиональный уровень на фоне коллег. Перед поездкой младшая дочь меня напутствовала: «Мама, привези первое место». «Да, ты что, это несбыточная мечта, я даже и не думаю об этом». Хотя, безусловно, приятно, что меня признали учителем года. Но это означает еще большую ответственность. Я даже боялась победить, понимая, что потом придется ежедневно это подтверждать. Плюс, если этот конкурс будет еще и всероссийским, то все лето придется к нему готовиться. А к славе я достаточно спокойно отношусь.
- Ваша депутатская деятельность тоже признак амбициозности?
- Нет, просто дело в том, что в селе постоянно возникали какие-то проблемы, то школу пытались закрыть, сделать из нее малокомплектную, то еще что-нибудь. А мне всегда за село обидно, начинаю письма всякие слать в разные инстанции, подписи собирать, еще о чем-то беспокоиться. Это не амбиции, это характер такой беспокойный. Мне всегда обидно, когда кого-то унижают, зажимают. Когда я чувствую, что ситуацию можно решить, вмешиваюсь. А депутатство… Я не сама подала заявление, мне предложили – коль уж ты этим делом на общественных началах занимаешься, то занимайся им в качестве депутата.
- И вы убедились в том, что у вас больше возможностей в качестве депутата?
- В какой-то мере, но не до конца. Хотя, безусловно, стало проще, к тебе прислушиваются, стараются помочь. Но удовлетворения нет, слишком много проблем в селе остаются неразрешенными.
|